Онлайн-доски: бурное развитие сегмента
10 Марта 2012

По октябрьским данным исследовательской компании comScore, российские онлайн-классифайды ежемесячно собирали аудиторию в 20,35 млн. пользователей, при этом весь Рунет насчитывает порядка 50,64 млн. человек. По словам соучредителя и партнера исследовательского агентства Data Insight Федора Вирина, в настоящее время, классифайды сильно недооценены, во всем мире такие площадки используются намного интенсивнее, чем в России, а любые кризисные явления, которые снижают общепринятую потребительскую статистику, делают их более популярными.
В западных странах еще на заре становления интернета, уже смогли разглядеть потенциал сетевых ресурсов с бесплатными объявлениями. В США, в 1995 году, начал функционировать сайт Craigslist.org, который быстро завоевал популярность среди американских пользователей. Спустя 9 лет, в 2004 году, Craigslist.org, приобрел интернет-аукцион eBay. Сайт не теряет своей популярности и до настоящего времени: ежемесячно, на нем размещается порядка 50 млн. объявлений.
Отечественный рынок классифайдов переживает сегодня бурный рост. По мнению Андрея Хромова, который возглавляет компанию-провайдер официального интернет-магазина Philips в России — "Аристос", масса заинтересованных пользователей достигла своего критического значения, чему способствует низкая или нулевая стоимость обращения к потенциальным потребителям.
Такая тенденция не осталась незамеченной инвесторами. В сентябре, южноафриканский медиахолдинг Naspers, крупный акционер российской Mail.ru Group, приобрел сервис Slando за $29 млн. Заняв, за 4 года своего существования лидирующие позиции на этом сегменте российского рынка, компания Avito уже на 80% принадлежит двум крупным инвесторам из Швеции — Vostok Nafta и AB Kinnevick. Как стало известно в ноябре, крупный холдинг братьев Ананьевых — "Медиа 3", приобрел у Группы Компаний "Деловой мир" ее компонент — "Деловой мир онлайн", который был в управлении портала dmir.ru, ресурсов auto.dmir.ru ("Автомобили и цены") и goldbase.ru — доска бесплатных объявлений по коммерческой недвижимости. Эксперты рынка предполагают, что сумма сделки могла составлять $10-30 млн.
Долгое время самым большим ресурсом бесплатных объявлений в Рунете был портал irr.ru — "Из рук в руки", имеющий внушительную базу клиентов, распределенную систему сбора объявлений и службу продажи рекламы, которая позволяет окупить затраты ресурса, считает генеральный директор компании "Деловой мир онлайн" Сергей Осипов. С течением времени, интернет-подразделения издательских холдингов стали отвоевывать трафик у бессменного лидера и укреплять свои позиции. К ним относятся такие сервисы, как olx.ru, avito.ru или slando.ru.
По мнению С. Осипова, ранее на рынке классифайдов практически не было инвесторских средств, а сегодня без них уже невозможны лидирующие позиции существующих или создание новых проектов. Объемы инвестиций достигают десятков миллионов долларов. Судя по всему, портал dmir.ru был последним проектом, которому удалось 3 года назад самостоятельно запрыгнуть на подножку уходящего поезда. Классифайды достигли уровня взрослой индустрии, которая живет по законам больших денег.